Циклы в C#
Циклы - это управляющие структуры, позволяющие выполнять какое-либо действие много раз, в зависимости от определенных условий. В C# есть следующие типы циклов:
- for
- foreach
- while
- do…while
Цикл for
Цикл for
имеет следующее формальное определение:
for ([actions_before loop execution]; [condition]; [actions after execution])
{
// actions
}
Объявление цикла for
состоит из трех частей. Первая часть объявления цикла - это некоторые действия, которые выполняются один раз перед выполнением цикла. Обычно именно здесь определяются переменные, которые будут использоваться в цикле.
Вторая часть - это условие, при котором цикл будет выполнен. Пока условие выполняется, цикл будет выполняться.
И третья часть - некоторые действия, которые выполняются после завершения блока цикла. Эти действия выполняются каждый раз, когда завершается блок цикла.
После объявления цикла действия цикла заключаются в фигурные скобки.
Рассмотрим стандарт для цикла:
for (int i = 1; i < 4; i++)
{
Console.WriteLine(i);
}
Здесь первая часть объявления цикла - int i = 1
- создает и инициализирует переменную i
.
Вторая часть - это условие i < 4
. То есть до тех пор, пока переменная i
меньше 4, цикл будет выполняться.
И третья часть - действия, выполняемые после завершения действий из блока цикла - увеличение переменной i
на единицу.
Весь процесс цикла можно представить следующим образом:
Определена переменная int i = 1
.
Проверяется условие i < 4
. Это верно (поскольку 1 меньше 4), поэтому выполняется блок цикла, а именно оператор Console.WriteLine(i)
, который выводит значение переменной i
на консоль.
Выполнение блока цикла завершено, поэтому выполняется третья часть объявления цикла, i++
. После этого переменная i
будет равна 2.
Условие i < 4
проверяется еще раз. Это верно (потому что 2 меньше, чем 4), поэтому блок цикла выполняется снова - Console.WriteLine(i)
.
Блок цикла завершил выполнение, поэтому выражение i++
выполняется снова. После этого переменная i
будет равна 3.
Условие i < 4
проверяется еще раз. Это верно (поскольку 3 меньше 4), поэтому блок цикла выполняется снова - Console.WriteLine(i)
.
Блок цикла завершил выполнение, поэтому выражение i++
выполняется снова. После этого переменная i
будет равна 4.
Условие i < 4
проверяется еще раз. Теперь он возвращает значение false
, потому что i
равно НЕ менее 4, поэтому цикл завершается. Затем уже выполняется остальная часть программы, которая следует за циклом.
В результате блок цикла будет выполняться 3 раза до тех пор, пока значение i
не станет равным 4. И каждый раз это значение будет увеличиваться на 1. Однократное выполнение блока цикла называется итерацией. Итак, здесь цикл выполнит три итерации.
Результат работы программы:
1
2
3
Если блок цикла for
содержит один оператор, то мы можем сократить его, удалив фигурные скобки:
for (int i = 1; i < 4; i++)
Console.WriteLine(i);
// or so
for (int i = 1; i < 4; i++) Console.WriteLine(i);
При этом необязательно объявлять переменную в первой части цикла, а изменять ее значение в третьей части - это могут быть любые действия. Например:
var i = 1;
for (Console.WriteLine("Begin loop"); i < 4; Console.WriteLine($"i = {i}"))
{
i++;
}
Здесь снова цикл выполняется, пока переменная i
меньше 4, в блоке цикла происходит только приращение переменной i
. Консольный вывод этой программы:
Starting a loop
i = 2
i = 3
i = 4
Нам не обязательно указывать все условия при объявлении цикла. Например, мы можем написать так:
int i = 1;
for (; ;)
{
Console.WriteLine($"i = {i}");
i++;
}
Формально определение цикла остается прежним, только теперь блоки в определении пустые: for (; ;)
. У нас нет инициализированной переменной, нет условия, поэтому цикл будет выполняться вечно - бесконечный цикл.
Мы также можем опустить ряд блоков:
int i = 1;
for (; i<4;)
{
Console.WriteLine($"i = {i}");
i++;
}
Этот пример по сути эквивалентен первому примеру: у нас также есть переменная counter
, только она определена вне цикла. У нас есть условие выполнения цикла. И есть приращение переменной уже в самом блоке for
.
Также стоит отметить, что вы можете определить несколько переменных в объявлении цикла:
for (int i = 1, j = 1; i < 10; i++, j++)
Console.WriteLine($"{i * j}");
Здесь, в первой части объявления цикла, определены две переменные: i
и j
. Цикл выполняется до тех пор, пока i
не станет равным 10. После каждой итерации переменные i
и j
увеличиваются на единицу. Консольный вывод программы:
1
4
9
16
25
36
49
64
81
Цикл do..while
В цикле do
сначала выполняется код цикла, а затем проверяется условие в операторе while
. И пока это условие выполняется, цикл повторяется.
do
{
cycle actions
}
while (condition)
Пример:
int i = 6;
do
{
Console.WriteLine(i);
i--;
}
while (i > 0);
Здесь код цикла будет выполняться 6 раз, пока значение i
не станет равным нулю. Но важно отметить, что цикл do
гарантирует, что действия будут выполнены хотя бы один раз, даже если условие в операторе while
не является истинным. То есть, мы можем написать:
int i = -1;
do
{
Console.WriteLine(i);
i--;
}
while (i > 0);
Хотя у нас есть переменная i
меньше 0, цикл все равно будет выполнен один раз.
Цикл while
В отличие от цикла do
, цикл while
немедленно проверяет истинность некоторого условия, и если условие истинно, то выполняется код цикла:
while (condition)
{
cycle actions
}
Пример:
int i = 6;
while (i > 0)
{
Console.WriteLine(i);
i--;
}
Цикл foreach
Цикл foreach
предназначен для выполнения итерации по набору или коллекции элементов. Его общее определение таково:
foreach(datatype variable in collection)
{
// cycle actions
}
После оператора foreach
в круглых скобках сначала следует определение переменной. Затем ключевое слово in
, а затем коллекция, элементы которой должны быть перебраны.
При выполнении цикл последовательно перебирает элементы коллекции и помещает их в переменную, и, таким образом, в блоке цикла мы можем выполнять с ними некоторые действия.
Например, давайте возьмем строку. Строка - это, по сути, набор символов. И .NET
позволяет вам перебирать все элементы строки - ее символы с помощью цикла foreach
.
foreach(char c in "Tom")
{
Console.WriteLine(c);
}
Здесь цикл foreach
перебирает все символы в строке "Tom"
и помещает каждый символ в символьную переменную c
. В блоке цикла значение переменной c
выводится на консоль. Поскольку в строке "Tom" содержится три символа, цикл будет выполнен три раза. Консольный вывод программы:
T
O
M
Стоит отметить, что переменная, определенная в объявлении цикла, должна соответствовать типу элементов повторяемой коллекции. Итак, элементами строки являются значения типа char - characters
. Таким образом, переменная c имеет тип char
. Однако на самом деле не всегда очевидно, какой тип представляют элементы коллекции. В этом случае мы можем определить переменную, используя оператор var
:
foreach(var c in "Tom")
{
Console.WriteLine(c);
}
Далее мы более подробно рассмотрим, какие коллекции есть в .NET
и какие коллекции можно перебирать с помощью цикла foreach
.
Операторы continue и break
Иногда возникает ситуация, когда вы хотите выйти из цикла, не дожидаясь его завершения. В этом случае мы можем использовать оператор break
.
Например:
for (int i = 0; i < 9; i++)
{
if (i == 5)
break;
Console.WriteLine(i);
}
Хотя условие цикла гласит, что цикл будет выполняться до тех пор, пока счетчик i
не достигнет 9, на самом деле цикл будет выполняться 5 раз. Поскольку, когда счетчик i
достигнет значения 5, оператор break
сработает, и цикл завершится.
0
1
2
3
4
Теперь давайте поставим перед собой другую задачу. Но что, если мы хотим, чтобы цикл не завершался при проверке, а просто пропускал текущую итерацию. Чтобы сделать это, мы можем использовать оператор continue
:
for (int i = 0; i < 9; i++)
{
if (i == 5)
continue;
Console.WriteLine(i);
}
В этом случае цикл, когда он достигнет числа 5, которое не удовлетворяет условию тестирования, просто пропустит это число и перейдет к следующей итерации:
0
1
2
3
4
6
7
8
Стоит отметить, что операторы break
и continue
могут использоваться в цикле любого типа.
Вложенные циклы
Некоторые циклы могут быть вложены в другие. Например:
for (int i = 1; i < 10; i++)
{
for (int j = 1; j < 10; j++)
{
Console.Write($"{i * j} \t");
}
Console.WriteLine();
}
В этом случае цикл for (int i = 1; i < 10; i++)
выполняется 9 раз, то есть имеет 9 итераций. Но в пределах каждой итерации вложенный цикл for (int j = 1; j < 10; j++)
выполняется девять раз. В результате эта программа выведет на экран таблицу умножения.
Мой GitHub
Использованная литература:
1.metanit